Парень показал, как объяснить цвета слепому человеку. Оказывается, чтобы понять краски, не нужно их видеть

Содержание
  1. Наш мир на самом деле серый — и другие факты о цвете
  2. Этот мир на самом деле — серый!
  3. Почему ночью все кошки серы?
  4. Почему я вижу цвет, если его нет?
  5. Платье белое с золотым или синее с черным?
  6. А животные видят цвет?
  7. Почему бывают дальтоники?
  8. Зачем человеку цветное зрение?
  9. То есть мы видим мир таким, каким его видят, например, пчелы?
  10. Но хоть люди-то видят цвета одинаково?
  11. Почему цвета доставляют такое удовольствие?
  12. 15 цитат из маленького принца, которые стоит осмыслить
  13. 1
  14. 2
  15. 3
  16. 4
  17. 5
  18. 6
  19. 7
  20. 8
  21. 9
  22. 10
  23. 11
  24. 12
  25. 13
  26. Жизнь в темноте: что видят незрячие люди?
  27. 4 главных помощника: слух, осязание, обоняние, вкус
  28. Образы мира у незрячих людей
  29. Восприятие цветов
  30. Как описать слепому человеку цвет?
  31. Сны
  32. Способы адаптации слепых людей
  33. Трость
  34. Собака-поводырь
  35. Шрифт Брайля
  36. Другие способы познания мира и адаптации в нём
  37. Жизнь на ощупь
  38. Создание семьи, карьера и полноценная жизнь слепых людей
  39. Голубой или розовый: Почему люди видят разные цвета одной и той же одежды
  40. Оптические иллюзии

Наш мир на самом деле серый — и другие факты о цвете

Парень показал, как объяснить цвета слепому человеку. Оказывается, чтобы понять краски, не нужно их видеть

Краски жизни достались человечеству неслучайно: мы их честно заработали. Потому что на самом деле… Мы даже не уверены, стоит ли тебе об этом говорить, ибо это ужасно. Возможно, ты предпочел бы так никогда этого и не знать. Но истина дороже. В общем, смотри:

Этот мир на самом деле — серый!

Правда-правда. Не существует ни голубого неба, ни красных роз, ни зеленой травы, ни желтых цыплят — есть лишь бесцветные объекты разной степени освещенности. Черно-белое кино всегда показывало нам правду.

То, что мы называем цветом, это лишь способность нашего глаза различать электромагнитные волны разной длины (и восприятие это зависит от множества факторов: степени освещенности объекта, структуры его поверхности, окружающего фона, температуры и т. д.). Наш мозг научился маркировать эти волны, воспринимая их по-разному, в то время как огромное количество других живых существ прекрасно обходится без цветного зрения (к концу этой статьи ты будешь знать почему).

Почему ночью все кошки серы?

То, что мы называем цветом, всего лишь способность мозга воспринимать электромагнитные волны

А также стулья, люди и прочие деревья. Потому что, как мы, может быть, помним из уроков биологии, за прием изображения в нашем глазу отвечают палочки и колбочки. Так вот, только колбочки умеют видеть то, что мы традиционно называем цветом.

А для их работы требуется куда больше освещения, чем для работы палочек, которые исправно готовы фиксировать лишь формы объектов. Поэтому в сумерках краски тускнеют, чтобы исчезнуть вовсе с наступлением ночи, даже если вялые ночные светила и позволяют нам кое-как различить выступающие из мрака дома и автомобили.

 Кстати, слишком сильное освещение тоже мешает нам различать цвета, сбивая прибор измерения длины волн.

Почему я вижу цвет, если его нет?

На этот вопрос толком тебе не ответят ни физики, ни офтальмологи. Откуда наш мозг вообще взял идею цвета, если его, по большому счету, нет во вселенной? Пока что бытует мнение, что цвет — это исключительно психофизиологическое понятие, что это одна из форм ощущения нами видимого излучения. Почему это ощущение такое мощное и прекрасное, обсудим дальше.

Платье белое с золотым или синее с черным?

Знаменитое платье, по поводу цвета которого уже года два спорят в Интернете, в оригинале — синее с черным (что прекрасно видно на других, не столь удачных снимках этого наряда). Но на данной фотографии примерно 40% людей с первого взгляда определяют его как белое с золотым.

Это восприятие зависит от одного обстоятельства: если ты сразу решил, что платье снято в солнечный день и освещено спереди, оно станет для тебя синим.

Если твой мозг решил, что платье снято при электрическом освещении, источник которого расположен сзади платья, он увидит его белым с золотом.

Но что интересно: ты можешь объяснить мозгу, что он ошибается. Если долго медитировать со снимком, щуриться, отодвигаться, придвигаться, отводить взгляд и снова бросать его на картинку, то в один прекрасный момент ты увидишь, что платье поменяло цвет (из белого превратилось в синее или наоборот).

Автор этого текста, например, научился без всякого усилия в любой момент видеть на снимке сразу оба варианта цвета (и вроде бы остался в здравом рассудке).

Этот опыт интересен тем, что он убедительно показывает, насколько восприятие нами цвета часто зависит не от каких-то реалий, а исключительно от настроения тараканов в нашей голове.

А животные видят цвет?

Большинство хищных и стадных млекопитающих — нет. Им это совершенно ни к чему. Тигру без разницы, какую зебру есть — бурую или малиновую; зебре без разницы — лиловую траву она жует или оранжевую.

Кстати, распространенное мнение, что быки ненавидят красный цвет, является мифом: еще в начале ХХ века были сделаны многочисленные тесты, убедительно свидетельствующие о том, что быки — абсолютные дальтоники.

Как, впрочем, собаки, кошки, медведи и, например, козы.

Кстати, тогда же было сделано интересное наблюдение: цветным зрением обладают обычно животные, имеющие яркую пеструю окраску.

Если же обладатель шкурки или шубки в естественном виде буро-пятнист, желто-полосат или песочно-небросок, то, вероятнее всего, цветовосприятие не является сильной стороной его вида. В дальнейшем биохимики подтвердили эти эксперименты.

Выяснилось, что для различения длины волн требуются особые белки, вырабатывающиеся в различных рецепторах сетчатки.

Если животное обладает лишь одним типом рецепторов, оно будет так называемым ахроматом, то есть существом, физически неспособным различать цвета.

Есть животные-дихроматы, которые могут видеть лишь часть тех цветов, которые видим мы, гордые трихроматы, обладатели полноценного тройного цветного зрения! Хотя, если честно, среди насекомых, птиц и рыб есть также мерзавцы с пятью и шестью рецепторами, а у некоторых видов раков типов рецепторов вообще двенадцать, и мы даже вообразить не в состоянии то цветовое богатство, которым пользуются эти тупые, бесполезные твари. Представляешь себе вселенную, в которой в четыре раза больше цветов? Так вот, она есть. Но только для раков. Безобразие, если подумать.

Почему бывают дальтоники?

Это генетическая особенность, благодаря которой человек рождается не трихроматом, а дихроматом, то есть у него не вырабатывается один из трех стандартных для нашего вида белков. Чаще всего дальтоники путают красный и зеленый цвета. Но это истинные, прирожденные дальтоники. Бывает дальтонизм, вызванный иными причинами, о которых мы поговорим ниже.

Зачем человеку цветное зрение?

С появлением телевидения и ярких книг человек стал лучше распознавать разные оттенки цветов

Затем же, зачем оно необходимо птичкам или пчелкам. Животным, которые выбрали нелегкую судьбу собирателей. В отличие от зебры, вся реальность которой — это бесконечный, но однообразный обед на тысячи километров вокруг, или от тигра, которому нужно просто унюхать большое скоп­ление мяса и встать на след, собиратель тянет в рот что ни попадя.

Пчелам нужно перешерстить за день тысячи цветков, желательно не путая их, например, с камнями; птицам — скакать по деревьям в поисках семян и червяков.

А человек вынужден бродить по супермаркету, выискивая розовые плоды, желтых сочных ящериц, голубых крабов и нежную зелень ростков папоротника, так отличающуюся от не столь нежной зелени ростков ядовитого плюща.

В лейпцигском Институте эволюционной антропологии было подсчитано, что на заре существования человек потреб­лял регулярно до 1500 видов растений и до 1000 видов животных (насекомых, птиц, рыб и т. д.). И ему нужно было уметь отличать тысячи закусок от других — горьких, жгучих, ядовитых и несъедобных.

Поэтому наши всеядные предки постепенно отказались от острого нюха и тонкого слуха, фокусируясь на узорах чешуек, фактуре кожуры и виде листьев, — современный человек до 90% информации получает по зрительным каналам.

И, конечно, обретение способности к цветному зрению изрядно улучшило его способность к выживанию.

То есть мы видим мир таким, каким его видят, например, пчелы?

Практически наверняка нет. Как мы уже писали, цвет — понятие психофизическое, и, вероятнее всего, насекомые воспринимают цвет совершенно иначе. Они, например, могут определять разность в длине волн как мерцание или ближе к тому, как мы воспринимаем звуковые сигналы (некоторые исследователи высказывали мнение, что цветы «поют» для насекомых).

Но хоть люди-то видят цвета одинаково?

А вот это чрезвычайно интересный вопрос. Мы пока не умеем залезать в головы друг другу настолько, чтобы получить подтверждение, что наш красный выглядит точно таким же красным для других.

Возможно, каждый из нас вообще видит свои уникальные цвета, существующие только в его мироздании, но поделиться своим реальным цветовосприятием друг с другом мы не умеем.

Сколько ни рисуй желтые подсолнухи, все остальные увидят только ту желтизну, которую для них когда-то придумал их собственный мозг.

Есть еще более интересное обстоятельство: представление о цветах и оттенках у человека формируется в младенчестве под влиянием окружающих. Если ребенок с детства не приучен к особому цветовому разнообразию и его не учат различать цвета родители, то его мир будет куда менее красочным, чем у детей, выращенных среди ярких игрушек и вещей.

Литературоведов давно беспокоило, что в древних текстах мы часто встречаем странные описания цветов. Израильский лингвист Гай Дойчер в книге «Сквозь зеркало языка» разобрал эти странности, используя тексты Гомера.

И в «Илиаде», и в «Одиссее» мало упоминаний о цвете, если сравнивать тамошние описания с текстами более поздними, например эпохи Возрождения. Нет ни синих небес, ни зеленых полей, ни золотых кос Елены. А те упоминания о цвете, которые изредка встречаются, вгоняют в оторопь.

Овцы там цвета фиалки. Фиолетовое железо. Море несколько раз именуется «винно-красным». Лица трусливых солдат — зеленые. Зеленого же цвета у Гомера мед. Синие волосы у Гектора и брови у Зевса. А у Одиссея волосы цвета гиацинта, то есть интенсивно-синие.

Единственный оттенок, который всегда на своем месте, — это красный. Красные кровь, медь, вино.

Конечно, по легенде, Гомер был слепым, но все остальные описания его настолько точны и детальны, что этот дальтонизм трудно объяснить мифической незрячестью поэта. Тем более что и в других древних текстах мы видим подобные несуразности.

В том же Ветхом Завете, в индийском эпосе, в китайских летописях мы, например, не встретим и намека на синий цвет неба. Оно бывает красным, белым и черным, полыхает огнем, наливается медью, но никогда оно не бывает ни синим, ни голубым. При этом сам синий цвет людям был знаком: на египетских фресках синий — один из самых популярных.

Но египтяне никогда не видели и признака его ни в морских водах, ни в небе у себя над головой.

По мнению ряда ученых, например Гладстона и Гейгера, и египтяне, и греки, и китайцы еще три тысячи лет назад не очень умели отличать ярко-синий цвет от черного, а бледно-голубой — от серого (таким образом, синие брови Зевса и кудри Одиссея становятся более понятны). Эта же особенность встречается у многих представителей полудиких племен сегодня.

Ученый Дэниел Эверетт, исследовавший жизнь индейцев племени пираха, точно установил, что им вообще неизвестна идея цвета: пираха определяют цвета исключительно по светлости или темности. Красный им, видимо, заметен более остальных, но, например, синий, коричневый и зеленый тазики одинаковой цветовой насыщенности они различить уже не могут.

Конечно, с появлением огромного числа искусственных красителей, телевидения, ярких книг и всего прочего человек стал намного лучше осознавать различные оттенки цветов, ведь его с рождения стали окружать очень вариативные цветовые комбинации.

Но до сих пор встречаются «дальтоники по воспитанию», которые путают зеленый с синим или бежевый с желтым просто потому, что в детстве по какой-то причине (например, небрежению родителей) у них не произошло закрепления представления об этих цветах.

 Кстати, теоретически это упущение можно наверстать в зрелом возрасте, старательно и регулярно рассматривая яркие картинки и обучая себя отличать ультрамарин от бирюзового с помощью сидящего рядом надежного советчика.

Почему цвета доставляют такое удовольствие?

Потому что мы их придумываем сами. И каждое новое, особенно непривычное или редкое удачное восприятие цвета является хорошо выполненной работой нашего мозга. Так что в нашем восхищении яркими красками имеется и некоторая доля откровенного самолюбования.

Именно поэтому дети больше всего любят яркие цвета, которые им проще всего определить. С возрастом же мы учимся ценить сложные тона, неяркие приглушенные сочетания и, скажем, пастельные оттенки, для осознания которых нашему мозгу требуется куда больше усилий.

То есть, как бы низменно это ни звучало, любуясь осенним закатом, мы испытываем примерно те же ощущения, что и какой-нибудь тузик, обнюхивающий хорошо описанный фонарный столб: мы получаем поток важной информации, проходящий молниеносную и масштабную автоматическую обработку.

И, кстати, сейчас наше умение отличать спелый банан от недозревшего с большого расстояния, считывая длину исходящих от него электромагнитных волн, тоже можно считать важным для выживания фактором. По крайней мере, дома в тебя никто не будет швыряться неспелыми бананами, вопрошая, зачем на такого, как ты, она потратила лучшие годы своей жизни.

Источник: https://www.MaximOnline.ru/longreads/get-smart/_article/colors/

15 цитат из маленького принца, которые стоит осмыслить

Парень показал, как объяснить цвета слепому человеку. Оказывается, чтобы понять краски, не нужно их видеть

Маленький принц Экзюпери был написан в 1942 году. В то время писатель находился в Нью-Йорке, США.

Сам Антуан де Сент-Экзюпери, как известно, был французом (родился в городе Лион, Франция), но после оккупации Франции фашистскими войсками ему пришлось покинуть страну и направиться в Соединенные штаты.

Вероятно, именно в этот период он находился в состоянии глубочайшего переосмысления жизненных ценностей, подводя оценки и итоги всему, что было дорого его сердцу. Итогом этих мыслей становится повесть «Маленький принц».   

Не каждый знает, что сам маленький Принц является олицетворением детства писателя, летчик – взрослая сторона писателя. Роза олицетворяет его жену, с которой у него были очень сложные отношения.

Консуэла (жена писателя), была женщиной латиноамериканского происхождения с очень взрывным и вспыльчивым характером. Часто у них происходили бурные сцены выяснения отношений, что мучило писателя и одновременно тянуло к ней.

Именно под влиянием всех этих переживаний на свет рождается одно из величайших художественных произведений человечества – сказка «Маленький принц».

Я собрал лучшие цитаты из Маленького принца, которые достойны внимания и вдумчивого осмысления. По каждому высказыванию из книги подготовлены небольшие комментарии, которые направлены на более глубокое понимание смысла идей Экзюпери и его творчества.

1

Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают если у них шипы, их все боятся.

Что лучше – быть или казаться? Один из давнишних вопросов, которые подчас задают себе люди. При всей простоте, ответ на этот вопрос часто многие не могут найти. Слабым часто присуще демонстрация неких черт, которые врожденным образом порой присуще сильным. Но за демонстрацией этих качеств не обнаруживается истинной силы.

2

– Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц.

– Пью, – мрачно ответил пьяница.

– Зачем? – Чтобы забыть.

– О чём забыть? – спросил Маленький принц. Ему стало жаль пьяницу.

– Хочу забыть, что мне совестно, – признался пьяница и повесил голову.

– Отчего же тебе совестно? – спросил Маленький принц. Ему очень хотелось помочь бедняге.

– Совестно пить! – объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

Иногда человек замыкается на собственных негативных эмоциях и начинает пользоваться ими. В своих страданиях человек находит оправдание нежеланию стремиться к счастливой и здоровой жизни.

Просто потому что такой порядок дел на самом деле устраивает человека. И да, он по-прежнему страдает, но прикладывать каких-либо усилий к счастью не желает из-за собственной лени.

Но простые вопросы Маленького принца раскрывают и эту тайну.

3

Когда говоришь взрослым: “Я видел красивый дом из красного кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби”, – они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”. И тогда они восклицают: “Какая красота!”

В какой-то момент в обществе стал наблюдаться переизбыток материализма. Материалистичность взглядов настолько утрирована, что люди порой не видят ничего кроме суммы.

Это происходит в силу того, что многие не способны разбираться в понятиях красоты и воспринимают нечто «удачным» и «красивым» только в случае, если маркетологи повесили «красочный» ценник на изделие и к тому же втолковывают массам, что именно это изделие является «красивым» и «необходимым».

Как это стало, например, с некоторой продукцией из Силиконовой долины, которая была навязана людям за счет удачной маркетинговой кампании.

4

Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно. Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил.

Позволяя себе иметь привязанность к кому-либо, мы всегда рискуем быть ранеными. Мы сами ответственны за свою жизнь и поступки. Нужно всегда помнить о том, что, впуская кого-то в свою жизнь, ты сам несешь ответственность за все последствия.

5

— Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

Эти прекрасные и мудрые слова передают необходимость осознания навыка «любви». Любить – это значит ценить. Если человек не владеет этим навыком, то он едва ли сможет вовремя понять и выразить свою любовь.

6

Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврёшь.

Игры нашего «Эго» часто приводят нас к тому, что мы должны выглядеть умнее и красивее всех. Отсюда возникает маленькая или большая ложь, которая может привести к не благим последствиям. Стоит хорошенько задуматься об играх нашего Эго, чтобы в дальнейшем не вестись на подобные проявления.

7

Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.

Это одна из моих любимых цитат книги. Мне хочется ее оставить без подробных комментариев, поскольку она и так предельно ясна.

8

Смех, как родник в пустыне.

Я мог бы сейчас многое рассказать о сенсорной депривации, и о том насколько человеку необходимо общение и связь с другими людьми, но, пожалуй, под влиянием цитат из маленького принца, сейчас я постараюсь говорить как можно проще. Когда ты одинок – чей-то добрый голос, это как глоток воды, после долгой и мучительной жажды.

9

Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Никогда не забывай о том, что ты был ребенком. Не забывай о том, что с чего-то начинал. Не забывай о том, что в своем начале ты был по-своему совершенен. Не забывай искусство безмятежности и беспричинной радости.

10

Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Победи себя, и ты выиграешь тысячу сражений. Именно в нас самих кроются причины многих бед и страданий, но зачастую мы не способны этого увидеть. Мы не желаем видеть причиной проблем самих себя. Критически взглянуть на свою личность – всегда самое трудное испытание, через которое не редко приходится проходить в своей жизни.

11

Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

Всегда помни об ответственности перед теми в чью жизнь ты пришел!

12

Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками.

13

– Надо запастись терпеньем, – ответил Лис. – Сперва сядь вон там, поодаль, на траву – вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…

В этих словах Лис говорит о том, как правильно приручить кого-то. Это комическое искусство описано не менее смешно, но правдоподобно.  Маленький принц приходил к Лису и просто садился рядом. Шло время и Лис привыкал к Маленькому Принцу. Тогда Маленький Принц садился чуть ближе, пока между ними не возникло доверие и они не заговорили друг с другом. Отношения выстраиваются долго и постепенно.

Источник: https://martn.ru/obzor-knig/15-citat-iz-malenkogo-princa-kotorye-stoit-osmyslit/

Жизнь в темноте: что видят незрячие люди?

Парень показал, как объяснить цвета слепому человеку. Оказывается, чтобы понять краски, не нужно их видеть

Крайне сложно даже представить, каким видит мир и что чувствует человек, лишенный зрения. Особенно если он таким родился. Казалось бы, такие люди обречены на беспомощность и ограничения во всём.

Но среди нас немало примеров тех, кто с такой серьёзной проблемой смог не только хорошо приспособиться к жизни, но и достичь больших успехов.

Благо в современном мире появляется всё больше средств, направленных на то, чтобы помочь незрячим людям занять достойное место под солнцем.

4 главных помощника: слух, осязание, обоняние, вкус

Примерно 90% информации, поступающей извне, мы воспринимаем через зрение. Поэтому его отсутствие у слепых людей должно хотя бы немного компенсироваться обострением других органов чувств: слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Они вынуждены сильнее напрягать слух, поскольку по громкости звуков можно понять, насколько близко или далеко от них какой-то объект.

Ощущения от прикосновений к предметам должны дать незрячим людям чёткую картину, из чего эти предметы состоят, насколько они велики, и как их можно применять.

Обоняние также играет очень большую роль в жизни слепого человека, ведь запахи нередко указывают на то, безопасно ли находиться в данных условиях.

А вот со вкусом сложнее. Это, конечно, тоже важный канал поступления информации. Но у зрячих людей желание попробовать определённую пищу возникает обычно исходя из внешнего вида блюда. Слепые же лишаются этого и вынуждены следовать интуиции, опираться на запахи и доверять окружающим.

Образы мира у незрячих людей

Большинство явлений окружающего мира мы воспринимаем через образы. С детства в нас заложено понимание цветов и форм, узнавание различных предметов. Определение их происходит без особых усилий, чаще всего на автоматизме. А каким слепые люди видят мир? Различимы ли для них цвета и образы явлений?

Восприятие цветов

Если человек родился зрячим и лишился этой способности в детстве, то визуальная память у него чаще всего сохраняется, и он может в течение всей последующей жизни различать цвета, знает, как выглядят те или иные явления, с которыми он был знаком.

Если человек от рождения слепой, то он не может воспринимать цвета и образы мира. В силу отсутствия у него зрения область мозга, которая преобразует визуальную информацию в картинку, не работает.

Слепые люди знают названия цветов и предметов, но не представляют их в красках. У них своё уникальное восприятие этих явлений.

Незрячие люди могут использовать ассоциации, связывать цвета с различными предметами, например, «синий» — «холодный», «зелёная» — «трава», «красный» — «огонь», «горячий».

Читать далее:  Намерение и вторичная выгода

Слепые люди способны представлять цифры. Но различие в том, что зрячие видят числовой ряд слева направо (1, 2, 3…), слепые – справа налево (…3, 2, 1).

Как описать слепому человеку цвет?

Сделать это можно именно с помощью ощущений и ассоциаций.

  1. Опишите цвет с помощью тактильных ощущений. Можно дать подержать человеку что-то в руки, когда рассказываете о цвете. Например, дотронуться до листьев или травы и описать их: «Трава и листья – зелёные. Они живые, свежие, гладкие». Или, например, дать в руки вату: «Вата белая, как и облака, воздушная, мягкая, пушистая, лёгкая». Серый или коричневый цвета можно ассоциировать с твёрдостью, суровостью, прочностью, холодом и т.д., прикасаясь к стенам, почве, веткам, асфальту и др.
  2. Используйте вкус и запах для описания цветов. Например, большинство ягод, фруктов и овощей красного цвета характеризуется сладким вкусом (малина, клубника, помидор) или бывают острыми (перец). Зелёные овощи часто бывают хрустящими, свежими на вкус. Дайте понюхать фрукты, овощи, пряности. Например: «Апельсин и мандарин – оранжевые, запах отражает их сочность, яркость, наполненность солнцем и теплом».
  3. Объясните, какими могут быть цвета, с помощью звуков. Например: «Звук воды, шум прибоя, волны в океане отражают синий цвет. Звук этого цвета обычно спокойный и приятный», «Вой ветра, капание дождя напоминают серый цвет, потому что на небе в этот момент появляются серые тучи».
  4. Соотнесите цвета с эмоциями и чувствами. Спросите у человека: «Какие чувства у тебя вызывает красный цвет? Чёрный цвет?» Расскажите о своих ассоциациях. Например, жёлтый цвет означает радость, дружелюбие; зелёный связывают с развитием и надеждой; серый с апатией, грустью и т.д.

Сны

Часто сны у слепых людей называют «тактильными». Да, сны у них бывают (правда, употреблять фразу «видят сны» будет неверно).

Те, кто потерял зрение при жизни, могут видеть сны с визуальными образами. Но и у них со временем «картинки» сменяются звуками и другими ощущениями во сне, они теряют способность к восприятию изображений.

Слепые от рождения люди свои сны не видят, а чувствуют. Звуки, запахи и тактильные ощущения наполняют их. Например, если зрячему человеку снится, что он в театре, то перед ним возникает изображение сцены, актёры, декорации. Если такой же сон у слепого, то он будет слышать звуки (голос актёров, музыку, песни, удары, стук обуви и т.д.) и даже запахи, испытывать определённые эмоции от этого.

Способы адаптации слепых людей

Все средства, которые помогают незрячим людям чувствовать себя полноценно в окружающем пространстве, также связаны с использованием других органов чувств, преимущественно слуха и осязания.

Читать далее:  Излишняя доверчивость: как понять, что у вас “сидят на шее”?

Трость

Это одно из самых распространённых средств, применяемых слепыми для передвижения в помещении и на улице.

Обычно тростью либо водят из стороны в сторону, либо простукивают пространство впереди себя, определяя, нет ли вблизи объектов, с которыми можно столкнуться, или препятствий, кочек, ям, представляющих опасность.

Для привлечения внимания окружающих незрячие люди используют трости белого цвета (с 1921 года это символ слепых людей).

В современном мире трости становятся всё более усовершенствованными, что даёт слепым возможность чувствовать себя увереннее и легче адаптироваться в окружающей обстановке. Наряду с обычными, выпускаются трости, снабжённые GPS-навигатором и ультразвуковым сигналом, предупреждающим о приближении к объекту или препятствию.

Собака-поводырь

Изначально подходящей породой собак для того, чтобы стать поводырём, считалась немецкая овчарка. Сейчас для этого также подходят лабрадоры, колли, золотистые ретриверы, ротвейлеры, боксёры, пудели и другие собаки.

Собаки проходят обучение в специальных школах под руководством тренера. А в заключительный период (в последний месяц обучения) в процесс включается также слепой человек, будущий хозяин поводыря. Он и собака привыкают друг к другу, между ними устанавливается тесная связь. Человек учится ухаживать за питомцем, давать ему правильные команды.

Собака осваивает навыки обнаружения препятствий, учится безопасно вести хозяина в указанное место, а также «рассуждать», то есть не подчиняться сразу командам, если они представляют опасность для слепого, а где-то выждать или пойти немного по-другому.

Это уникальные животные, которые имеют силу воли и могут игнорировать отвлекающие от цели объекты.

Обычно с собакой-поводырём незрячий человек чувствует себя менее одиноким и более уверенным на улице, активнее взаимодействует с окружающими, легче справляется со стрессом и менее подвержен депрессии. Собака становится главным помощником, другом и полноценным членом семьи.

Шрифт Брайля

Чтобы слепые люди могли читать и писать, был специально разработан шрифт Брайля. Для изображения букв используются ячейки из шести точек.

Комбинация выпуклых точек в каждой ячейке воспринимается на ощупь как конкретная буква (символ). Это позволяет незрячим людям достаточно быстро читать. Чтобы написать какой-то текст, точки прокалывают.

Позднее появилась расширенная система Брайля, состоящая из восьми точек.

Другие способы познания мира и адаптации в нём

  • Тактильные и звуковые книги. Первые представляют собой книги с объёмными буквами и рассчитаны в основном на людей, потерявших зрение уже при жизни, не с рождения. Вторые – это аудиофайлы (чаще MP3), очень популярные в современном мире.
  • Обувь для слепых. При приближении препятствия специальный датчик, расположенный в подошвах, предупреждает об этом хозяина вибросигналом.
  • Тактильные и звуковые часы.
  • Компьютерная техника, мобильные устройства, планшеты и другие гаджеты для слабовидящих и слепых людей.
  • Специальная посуда (приборы для слепых, ограничители для тарелок, говорящие крышки и др.)
  • Медицинские приборы (говорящие тонометры, термометры, глюкометры и др.)
  • Говорящие определители цветов, света, номинала купюр и т.д.
  • Специальные игры и игрушки.

Читать далее:  Почему любовь, как мы думаем, это просто иллюзия?

Жизнь на ощупь

Как чувствуют себя люди, лишённые слуха и зрения одновременно? Способы взаимодействия с миром и другими людьми ограничиваются лишь осязанием, запахами и вкусом. У тех, кто потерял эти функции при жизни, остаётся ещё и память о явлениях, которые они лицезрели или слышали ранее.

На помощь слепоглухим людям приходит тактильный способ чтения и письма (шрифт Брайля). Из внешних сигналов они воспринимают вибрации.

К сожалению, такие люди в большинстве своём оказываются и немыми, поскольку не имея возможности слышать речь, они не знают, как воспроизводить её.

Адаптироваться в мире людям с такими ограничениями крайне тяжело, но немало примеров того, как слепоглухие смогли не только получить образование, но и успешно взаимодействовать с другими, освоить несколько языков, написать не одну книгу.

Создание семьи, карьера и полноценная жизнь слепых людей

Несмотря на то что незрячие люди имеют инвалидность, многие из них стараются чувствовать себя совершенно обыкновенными и вести активный образ жизни.

Конечно, учебная и трудовая деятельность имеют множество ограничений для слепых. Необходимы особые условия работы, специальное оборудование, щадящий график, наличие наставников. Крайне ограничен круг специальностей для людей, лишённых зрения.

Но на современных предприятиях создаётся всё больше возможностей для того, чтобы инвалиды (в том числе, по зрению) могли чувствовать себя полноценными работниками. Специальные программы, разрабатываемые в государстве, также этому способствуют.

Большинство слепых стремятся создать семьи и успешно создают их. Довольно часто браки заключаются между людьми, страдающими аналогичным дефектом. Но немало семей, в которых только один из супругов является незрячим.

Безусловно, сильное волнение испытывают семьи, ожидающие ребёнка. Будущие родители переживают о том, сможет ли их малыш видеть. Причём вероятность рождения зрячего ребёнка в семьях, где только один из родителей слепой, очень высока.

Возможно это и в браках, где оба родителя незрячие (если супруги страдают разными видами слепоты).

Многие слепые люди довольно хорошо адаптируются в окружающем мире и стремятся к тому, чтобы к ним относились как к обычным людям, не имеющим физических недостатков.

Поэтому они даже не всегда нуждаются в помощи, а излишнее внимание к себе и гиперопека со стороны окружающих могут обидеть их.

Самое важное – это не игнорировать людей, лишённых зрения, а любыми способами давать им понять, что они полноценные члены общества, общаться с ними на равных и оказывать помощь и поддержку в том объёме, в котором они их запрашивают.

Источник: https://inha.ru/article/temnota/

Голубой или розовый: Почему люди видят разные цвета одной и той же одежды

Парень показал, как объяснить цвета слепому человеку. Оказывается, чтобы понять краски, не нужно их видеть

В сети снова разгорелись споры о цвете атрибута одежды. Теперь причиной разногласий стал кроссовок. Часть считают кроссовки серо-голубыми, часть бело-розовыми. На какой стороне вы?

“На самом деле кроссовки оказались розовыми”, – говорится в интернете.

В целом, этот феномен учёные объяснили ещё в 2015 году, когда по интернету гуляло чёрно-синее или золотисто-белое платье.

В четверг, 26 февраля 2015 года, пользовательница Tumblr выложила в Сеть снимок платья. Девушка спрашивала своих друзей, какие цвета они видят на фотографии — белый и золотой или синий с чёрным. Вопрос кажется очень простым, но именно этот интернет-пост разделил всех пользователей Всемирной паутины на два лагеря. На самом деле, платье на фото сине-чёрное.

Одни учёные объяснили различность мнений тем, что всё зависит от “дневного” или “ночного” восприятия. По их словам, система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции.

“У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения.

Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется. Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает.

Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем — бело-голубым, а на закате — красным.

Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы”, – заметили в исследователи и пояснили, что именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми.

Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это — наиболее распространенная версия. Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне — и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными.

Невролог из Вашингтонского университета, Джей Нитц пояснил, что свет проходит в глаз через линзу — разные длины волн соответствуют разным цветам.

Свет попадает в сетчатку в задней части глаза, где пигменты активируют нейронные связи в визуальном контексте, части мозга, которая обрабатывает эти сигналы и превращает в изображение. Чрезвычайно важно, что свет, который освещает все в этом мире и по сути имеет одну длину волны, отражается от того, на что вы смотрите.

Мозг самостоятельно выясняет, какого цвета свет, отразившийся от предмета, на который вы уставились, и самостоятельно выделяет нужный цвет из «настоящего» цвета объекта.

«Наша визуальная система умеет отбрасывать информацию об источнике света и выделять информацию от конкретного отражателя, — говорит Джей Нитц. — Но я изучал индивидуальные различия в видении цветов более 30 лет, и это конкретное различие — одно из самых больших на моей памяти».

Обычно эта система работает замечательно. Но это изображение каким-то образом затрагивает границу восприятия. Частично это может быть связано с тем, как настроены люди. Люди эволюционировали, чтобы видеть в дневном свете, но дневной свет меняет цвет. Эта хроматическая ось варьируется от розовато-красного рассвета, идет через сине-белый полдень, а затем уходит обратно в красноватые сумерки.

«В данном случае ваша визуальная система смотрит на эту вещь и вы пытаетесь не учитывать хроматическое смещение оси дневного света, — говорит Бевил Конвей, невролог, изучающий цвет и зрение в колледже Уэлсли.

По другой версии, причиной различного восприятия цветов является нарушение цветового зрения.

Эти нарушения можно установить с помощью таблиц Рабкина. Цветовосприятие зависит от зрительного пигмента, этот показатель чаще всего врожденный, но также может быть и приобретенный — после травмы или невритов.

Также, по мнению психологов, на восприятие цвета влияют условия жизни, состояние человека в данный момент, профессиональная подготовка и общее состояние органов зрения.

Оптические иллюзии

Оптические иллюзии часто поражают человеческое воображение, но лишь немногие из них способны заставить людей столь яростно спорить друг с другом об увиденном.

К примеру, многие помнят gif-изображение девушки, вращающейся вокруг своей оси: кто-то видит, что она вращается по часовой стрелке, а кто-то — что против.

Авторы этого трюка сообщают, что люди с правосторонним мышлением видят, что девушка вращается по часовой стрелке, а с левосторонним — что наоборот. Так от чего же зависит восприятие цветов платья или кроссовка?

Для ответа на этот вопрос учёные просят вспомнить оптическую иллюзию с тенью на шахматной доске: “белая” и “чёрная” клетки на самом деле оказываются одного и того же цвета, хотя наш мозг, знакомый с понятиями “тень” и “шахматная доска” осознаёт, что цвета клеток должны быть разными. Дело в том, что мы думаем, что объекты, находящиеся в тени, на самом деле светлее, чем кажутся, хотя в реальности это может быть далеко не так.

Аналогичная ситуация происходит с двумя цветными изображениями кубика Рубика. Две одинаковые фигуры изображены рядом друг с другом, но одна из них просматривается через синий фильтр, а другая — через жёлтый. Так, человек видит один квадратик на верхней стороне кубика синим, а другой — жёлтым, тогда как оба они, на самом деле, являются серыми.

“Всё это происходит в силу того, что наш мозг на бессознательном уровне научился учитывать важность влияния источника света”, — объясняет доктор Эрин Годдард (Erin Goddard), когнитивный психолог из Университета Маккуори в Австралии.

Доктор Годдард предлагает участникам спора представить, что они держат в руках лист белой бумаги из офисного принтера. На улице, в тёмном баре, под искусственным освещением у себя дома или даже в лаборатории с холодным светом человек понимает, что лист белый, какого цвета бы он ни казался. Так, можно сказать, человек “делает скидку” на источник света.

Точно то же происходит и с оптическим иллюзиями, объясняют учёные. Глядя на серый квадратик в синем “освещении”, мы думаем, что он жёлтый, а рассматривая точной такой же серый квадратик в жёлтом фильтре, мы догадываемся, что он должен быть синим.

Главное, что нужно понимать, рассматривая кружевное платье, это то, что мы делаем “скидку” на освещение. Однако в отличие от предыдущих примеров, у данного снимка есть свои особенности, которые заставляют разных людей видеть платье в разных цветах. Прежде всего, следует понять, что цветовая композиция фотографии представляет собой очень сложный “коктейль”.

“Если вы посмотрите на значения чёрно-золотого участка платья в палитре RGB, то они окажутся жёлто-охрово-коричневыми. Остальные полосы платья в той же палитре оказываются светло-голубыми с фиолетовыми оттенками”, — говорит профессор Барт Андерсон (Bart Anderson) из Университета Сиднея, который исследует проблемы визуального восприятия у людей.

Другая особенность, которую учёные считают ключом к проблеме, заключается в том, что по снимку невозможно определить, при каком источнике света было сфотографировано платье. Как поясняет доктор Годдард, на снимке не видно, находится ли платье в тени или на свету, в помещении при искусственном освещении или же на улице при дневном свете и соответствующих тенях.

“В дополнение к тому факту, что тени заставляют вещи казаться более тёмными, они имеют ещё одну особенность. Прямой солнечный свет представляет собой желтоватый фильтр, который, в свою очередь, заставляет нас видеть вещи более синими — как в иллюзии с кубиком Рубика. Художники знают об этом, и добавляют синюю краску к теням, чтобы сделать их более убедительными”, — поясняет доктор Годдард.

Таким образом, оказавшись без подсказки об источнике света, люди начинают домысливать, в каких условиях был сделан снимок платья.

Те, кто подсознательно считают, что фотография была сделана в условиях естественного солнечного освещения с его тенями, видят платье бело-золотым, а те, кто догадываются о том, что платье сфотографировали при искусственном освещении в помещении без окон, уверены, что платье сине-чёрное.

Так или иначе, случайно сделанный снимок платья, является крайне интересным и даже из ряда вон выходящим примером оптической иллюзии.

Доктор Джей Нейтц (Jay Neitz) из Вашингтонского университета, который одним из первых взялся расследовать феномен, заявил, что он уже тридцать лет исследует индивидуальные различия в цветовом восприятии, но впервые столкнулся со столь мощным примером в своей практике.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://yorick.kz/goluboj-ili-rozovyj-pochemu-lyudi-vidyat-raznye-tsveta-odnoj-i-toj-zhe-odezhdy/

О болезнях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: